👍Краткое содержание – «США» Пассос

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«США» – краткое содержание
Изложение по главам произведения США, Пассос.



В трилогию вошли романы «42 параллель», «1919» и «Большие деньги» (1936, на русский не переведен). В них
дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42 параллель» — подъем
рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война и воздействие Октябрьской революции;
«Большие деньги» — мировой кризис 1929 г.

Каждый роман складывается из четырех элементов, чередующихся в определенной
последовательности — портреты литературных героев, биографии исторических личностей, «Новости
Дня» (газетные сводки) и «Камеры обскуры» (авторские отступления). Развитием сюжета движет не
судьба того или иного героя, а ход истории, воплощенный в документальном материале («Новости Дня»
воссоздают на основе документов исторический фон эпохи) и в биографиях исторических деятелей. Все
вместе это выявляет главные тенденции развития американской цивилизации, идущей, по мнению
автора, к кризису.

В период работы над трилогией Дос Пассос сочувственно относился к демократическим и
коммунистическим идеям, в которых позднее разочаровался. Его произведения являются попыткой
создания американского эпоса XX в. с сильной долей критики американского пути, начиная от
испано-американской войны 1898 г. до казни Сакко и Ванцетти в 1927 г. В трилогии действуют двенадцать
персонажей, представляющие различные слои общества: рабочий класс, интеллигенцию, бизнесменов.

Критическое отношение к американской реальности XX в., перечеркнувшей «американскую мечту»,
ощущение кризиса в стране, претендующей стать символом нового века, присутствуют уже в названии
первого романа. Его смысл раскрывает эпиграф из «Американской климатологии» Е. У. Ходжинса, где
сказано, что 42-я параллель северной широты, пересекающая США, является центральной осью движения
ураганов, следующих от Скалистых гор к Атлантическому океану. По аналогии Дос Пассос изображает,
как в социальной жизни Америки зарождаются ураганы (рост рабочего движения, забастовки, падение
курса акций), однако, как и автор «Климатологии», не решавшийся предсказывать погоду, автор
трилогии не берется объяснять природу ураганов истории и предсказывать их направление. И все же
хаос мира, воплощением которого служит большой буржуазный город, является для Дос Пассоса
признаком того, что эта цивилизация идет к гибели.

Роман открывают «Новости Дня» — это внешне беспорядочный набор заголовков, отрывков из статей,

обрывающихся на середине фразы. Такой монтаж, впервые использованный писателем в американской
литературе, представляет собой поток сознания читателя газеты, глаза которого перебегают с
одного заголовка на другой. Автор пытается создать впечатление, что он не причастен к подбору этих

исторических реалий, но, по сути, он вводит читателя в атмосферу определенного исторического
периода. «Новости Дня» передают движение времени, фиксируют определенные временные вехи в
развитии американского общества. Овладение Кубой после победы в испано-американской войне,
подавление восстания на Филиппинах, англо-бурская война, ликование по поводу успехов США в
колониальной войне против Испании, выраженное в словах сенатора Альберта Дж. Бевериджа:

«Двадцатый век будет веком Америки. Мысль Америки будет господствовать в нем. Прогресс Америки
укажет ему путь. Деяния Америки обессмертят его». Таков исторический фон начала трилогии, все
содержание которой опровергает слова сенатора. В газетных сводках появляются сообщения о падении
акций, о том, что Уолл-стрит «потрясен», и так далее.

В центре первого романа судьба Мака — он начинает свою трудо вую жизнь с разъездов по стране
вместе с неким Бингемом, странствующим шарлатаном, прикрывающимся учеными степенями и торгующим
книгами, очень характерной фигурой для Америки начала века. Потом Мак становится активистом
рабочего движения, однако действует не столько из убеждений, сколько под влиянием настроения.
Поругавшись с женой, он едет в Мексику, чтобы своими глазами увидеть революцию. Мак не является
убежденным революционером и действует осторожно, не афишируя свое участие в профсоюзной
организации «Индустриальные рабочие мира», чтобы не потерять работу.

Приехав в Мексику «посмотреть» революцию, он лишь сначала общается с рабочими и пеонами, а потом
находит себе место в более безопасной и привлекательной для него мещанской среде. Сами
революционные события проходят мимо него, хотя Мак и заявляет, что хочет вступить в армию Сапаты.
Эмилиано Салата и Панчо Вилья — руководители революционной армии, которые после свержения в 1910 г.
диктатора Порфирио Диаса, возглавляли радикальное крыло революции. Им противостояли
представители различных групп национальной буржуазии — президент Мадеро, генерал Уэрта,
президент Карранса, убитый офицерами своего штаба. В момент бегства из Мехико правительства
Каррансы и наступления на город революционной армии Мак находится в столице. Однако к этому
времени он уже стал книготорговцем и ему не хочется бросать свою книжную лавку и идти в
революцию.

Более последовательно подчиняет революции свою жизнь Бен Комптон. Умный мальчик, окончивший
школу с наградой за сочинение об американском государственном строе, со временем начинает
ощущать враждебность этого строя простому человеку. Бен становится агитатором, попадает в тюрьму.
Подчиняя свою жизнь служению рабочему классу, он подавляет в себе личные чувства, проявляет
черствость к своим близким. Символично, что день своего рождения он встречает в наручниках в
поезде вместе с полицейским, сопровождающим его к месту заключения.

Представителем той Америки, которую не приемлет автор, выступает расчетливый делец Джон Уорд
Мурхауз. Если Бен Комптон все подчиняет служению революции, то Мурхауз — карьере, стремлению
занять более высокое место в обществе. Сын кладовщика на железной дороге, он начинает свой «путь
наверх» в качестве агента по распространению книг, потом учится в Филадельфийском университете,
работает в конторе по продаже недвижимого имущества. Продвига ясь по службе, Мурхауз женится на
богатой женщине, разводится с ней, потом женится на другой богачке и занимает видное положение в





обществе, став специалистом по пропаганде и активным борцом против профсоюзного движения. Во
время революции в Мексике Мурхауз, действуя от имени крупных финансистов США, пытается узнать о
положении дел с мексиканской нефтью, являющейся предметом всеобщего интереса, и выяснить причины
противодействия Каррансы американским вкладчикам.

Представители разных слоев общества показаны Дос Пассосом с энциклопедической полнотой: Джейни
Вильямс — дочь отставного капитана, стенографистка, работает секретарем Мурхауза; Элинор
Стоддард — дочь рабочего с чикагских боен, становится художником-декоратором, состоит вместе с
Мурхаузом в организации Красного Креста; Чарли Андерсон начинает свою жизнь как автомеханик,
служит в армии и там становится летчиком, воюет во Франции. Вернувшись в Америку, делает состояние
в авиапромышленности, гибнет в автомобильной катастрофе; Эвелин Хэтчинс — дочь протестантского
священника, которая, как и Элинор Стоддард, является художником-декоратором, работает в Красном
Кресте в Париже, кончает жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного; Ричард Элсворт
Сэведж — адвокат, отрекается от левых взглядов, служит у Мурхауза; Джо Вильямс, брат Джейни
Вильямс, служит моряком в военно-морском флоте, дезертирует; Марго Даулинг, из семьи актеров,
становится кинозвездой в Голливуде; Мэри Фрэнч — участница рабочего движения, которую бросают в
тюрьму за выступления против казни Сакко и Ванцетти.

Построение биографии каждого из литературных героев, несмотря на некоторые различия, строго
следует определенной схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата
рождения, занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение. Это стремление к
систематизации фактического материала, к беспристрастности, воплощенной в
документализированности, становится у Дос Пассоса самоцелью, и, несмотря на различие в образе
жизни и общественном положении, его герои почти ничем не отличаются друг от друга — их
индивидуальность не раскрыта, хотя учтены и описаны мельчайшие подробности их биографий,
Важнейшие вехи в развитии американского общества даны в портретах исторических личностей. Всего

их двадцать пять, и они представляют рабочее движение, мир бизнеса, науку, искусство, печать.
Открывает галерею исторических портретов Юджин Дебс, деятель рабочего движения, основавший
вместе с Биллом Хейвудом в 1905 г. профсоюзную организацию «Индустриальные рабочие мира». Автор
пишет о нем с большой теплотой, называя «Другом человечества».

Глава «Чудодей ботаники» повествует об известном селекционере Лютере Бербанке, который
«осуществил несбыточный сон о зеленой траве зимою, сливах без косточек, ягодах без семян… кактусе
без шипов». Автор намечает некую параллель с гибридизацией Бербанка: «Америка тоже гибрид.
Америка могла бы использовать естественный отбор» — возможно, как противовес социальному
хаосу.

Глава «Большой Билл» рассказывает о Билле Хейвуде, одном из основателей американской
компартии.

Глава «Мальчик-оратор с Платы» — не лишенный иронии рассказ об Уильяме Дженнигсе Брайане,
политическом деятеле, неоднократно баллотировавшемся в президенты. Еще мальчиком он взял приз по
риторике, и его «серебряный голос» «зачаровывал фермеров великих прерий» — Брайан проповедовал
биметаллизм, т, е. неограниченную чеканку монет из дешевого серебра. Таким образом разорившиеся
фермеры надеялись оплатить свою задолженность банкам, которые, наоборот, были заинтересованы в
денежной единице из золота. Вскоре был изобретен новый способ добычи золота из руды, и не стало
«больше нужды в пророке серебра», — демагогическая кампания Брайана провалилась. Однако
«Серебряный язык продолжал звенеть в большом рту, вызванивая пацифизм, фундаментализм,
трезвость» — Брайан переключился на проповедь морали и требовал запретить преподавать в школах
теорию Дарвина.

Глава «Великий миротворец» посвящена стальному магнату Эндрю Карнеги, который «верил в нефть,
верил в сталь, всегда копил деньги». Образ филантропа и пацифиста развенчан лаконичной концовкой,
— оказывается, миротворец, жертвовавший миллионы на дело мира, на библиотеки и науку, делал это
«всегда, только не во время войны». Таким образом, Карнеги, всегда копивший «по мелочам» и каждый
доллар пускавший в оборот, наживается на войне и на мире…

«Чудодей электричества» — рассказ о выдающемся изобретателе Эдисоне, создателе электрической
лампочки, сумевшем занять свое место в мире бизнеса.

«Протей» — история изобретателя, житейски беспомощного ученого Карла Штейнмеца, математика и
электротехника. Хотя ему многое «позволяют» — «быть социалистом», например, писать письма Ленину,
но он полностью зависит от хозяев, «Дженерал электрик», являясь «самой ценной частью аппаратуры»
этой фирмы.

Важны в повествовании и лирические отступления автора — «Камеры-обскуры» — поток сознания,
личный комментарий к событиям эпохи, обращение к читателю. Внутренний монолог раскрывает
авторскую точку зрения на американский путь в истории, приведший к крушению иллюзии о всеобщей
справедливости и братстве, «американская мечта» так и остается мечтой. Страна расколота на две
нации, технический прогресс еще не является залогом всеобщего счастья. На фоне успехов
урбанизации размышления Дос Пассоса становятся все более безотрадными: общество, созданное
усилиями миллионов людей, однако поставившее своей целью не благоденствие человека, а наживу —
«большие деньги», движется к краху. Трилогия и завершается таким крахом, величайшей неудачей
Америки — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й параллелью, человек не в состоянии справиться
со стихией, он лишь игрушка в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.

		


Сохранить краткое содержание:










  Краткое содержание о США Мобильная версия